Актуальные классификации масел по API, ACEA, ILSAC
Стандарты и промышленные организации, такие как Американский институт нефти (American Petroleum Institute, API), Европейская ассоциация производителей автомобилей (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles, ACEA), Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automotive Standards Organization, JASO) и Общество инженеров автомобильной промышленности (Society of Automotive Engineers, SAE), устанавливают специальные нормы для смазочных материалов. Каждая норма определяет технические требования, физические свойства (такие, как вязкость), результаты испытаний двигателя и другие критерии для составления смазочных материалов и масел.
Классификация масел API
API SP
Введен в мае 2020 года. Появление спецификации API SP сопровождается ужесточением требований к свойствам масел по сравнению с API SN. Для подтверждения соответствия этому стандарту моторное масло должно пройти целый ряд испытаний:
низкотемпературная фильтруемость,
улучшенная высокотемпературная защита от отложений для поршней и турбокомпрессоров,
более строгий контроль лако- и шламообразования,
запас антикоррозионных свойств для совместимости с биотопливом Е85.
Сегодня список испытаний расширился введением совершенно новых видов тестов. Наряду с уже известными ранее тестами на LSPI (Sequence IX) и защиту от образования отложений (Sequence IIIH), добавились еще два – тест на износ цепи двигателей с непосредственным впрыском (Sequence X) и системы ГРМ (Sequence IVB).
API SP ориентирована на сохранение ресурса двигателей и продление срока их службы, а также топливную экономию. Масла API SP превосходят масла категорий API SN и API SN+ по следующим критериям:
Защита от износа цепи ГРМ;
Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
Защита от неконтролируемого преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси (LSPI, Low Speed Pre-Ignition).
API CK-4
Класс для дизельных двигателей введен с декабря 2016 года. Новый стандарт полностью основан на предыдущем CJ-4, при этом было добавлено два новых моторных теста, на аэрацию и окисление, и ужесточен один лабораторный.
Категория CK-4 описывает масла для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателях, соответствующих стандартам снижения токсичности выброса 2017 года на магистральных дорогах и Tier 4 для внедорожной техники, а также для предыдущих моделей дизельных двигателей. Эти масла разработаны для использования во всех приложениях с дизельным топливом с содержанием серы до 500 ppm (0,05% по весу). Тем не менее использование этих масел с топливом, содержащим более 15 ppm (0,0015% по массе) серы, может повлиять на долговечность выхлопной системы и/или интервал замены масла.
Масла API CK-4 превосходят масло категории API CJ-4 по следующим критериям:
Защита от полировки гильзы цилиндра;
Совместимость с сажевыми фильтрами;
Защита от коррозии;
Предотвращение загущения от окисления;
Защита от высокотемпературных отложений;
Защита от воздействия сажи;
Противоизносные свойства.
API FA-4
Категория FA-4 предназначена для дизельных моторных масел вязкости SAE xW-30 и HTHS от 2,9 до 3,2 сП. Такие масла разработаны специально для использования в высокоскоростных четырехцилиндровых двигателях, имеют хорошую совместимость с каталитическими нейтрализаторами и сажевыми фильтрами. Предназначены для новых двигателей с конца 2016 года.
Допустимое содержание серы в топливе — не более 15 ppm. Стандарт API FA-4 не является обратно совместимым с предыдущими спецификациями API CK-4, CJ-4, CI-4 Plus, CI-4 и CH-4 из-за более низкой вязкости HTHS. Масла по API FA-4 не рекомендуются для использования с топливом, содержащим более 15 ppm серы.
API GL-6
Масла GL-6 создавались с учетом повышения рабочих свойств и экологических стандартов. Хорошо справляются с экстремальными нагрузками в гипоидных зацеплениях, имеют увеличенный ресурс и способны переносить более высокие рабочие температуры.
Гипоидные передачи с увеличенным смещением, эксплуатируемые при больших скоростях, крутящих моментах и ударных нагрузках, требуют большого количества веществ с серой и фосфором для предупреждения образования задиров. В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования.
API МТ-1 и PG-2
Существует два дополнительных класса по API, которые менее распространены ввиду ограниченной сферы применения.
MT-1
Масла для высоконагруженных агрегатов. Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов). Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.
PG-2
Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники. Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.
Классификация масел ACEA
Классификация моторных масел ACEA претерпела изменения в апреле 2021 года. В новых спецификациях особое внимание уделяется оценке склонности смазочных материалов к образованию отложений в турбированных двигателях, а также их способности противостоять преждевременному воспламенению (LSPI).
ACEA A7/B7
Эти масла характеризуются стабильностью и неизменностью своих рабочих свойств на протяжении всего срока службы. Они предназначены для использования в двигателях легковых и лёгких грузовых автомобилей, оснащённых системами непосредственного впрыска топлива и турбонаддувом. Такие масла подходят для увеличенных интервалов обслуживания.
Масла A7/B7 схожи с категорией A5/B5, но дополнительно обеспечивают защиту от малоскоростного предварительного зажигания (LSPI), износа и образования отложений в турбокомпрессоре. Однако они не подходят для использования в некоторых типах двигателей.
ACEA C5
Категория C5 была введена в 2016 году. Эти масла имеют HTHS не менее 2,6 мПа/с, содержание сульфатной золы ≤ 0,8%, серы ≤ 0,3% и фосфора ≤ 0,09%.
Масла C5 являются малозольными (Low SAPS) и предназначены для современных бензиновых и дизельных двигателей, рассчитанных на использование низковязких масел с HTHS не более 2,6 мПа·с. Их вязкость соответствует классам SAE 0W-20 или 5W-20.
ACEA C6
Масла категории C6 схожи с C5, но обеспечивают дополнительную защиту от LSPI и образования отложений в турбокомпрессоре (TCCD).
ACEA E8
С 2022 года категория E8 заменила E6. Эти масла производятся по технологии Low SAPS и относятся к малозольным UHPD маслам с HTHS ≥ 3,5 мПа·с.
Масла E8 обеспечивают стабильность свойств, контроль чистоты поршней, износа, обработку сажи и стабильность смазки. Они рекомендованы для высокофорсированных дизельных двигателей, соответствующих стандартам Euro I–VI, и подходят для работы в тяжёлых условиях.
Характеристики ACEA E8:
UHPD (Ultra High Performance Diesel);
Малозольные масла Low SAPS;
Совместимость с дизельными сажевыми фильтрами (DPF);
HTHS ≥ 3,5 мПа·с.
ACEA E11
С 2022 года категория E11 заменила E9. Эти масла относятся к среднезольным SHPD маслам с высоким HTHS ≥ 3,5 мПа·с.
Масла E11 обеспечивают эффективный контроль чистоты поршней, износа, работу с сажей и стабильность смазочного материала. Они рекомендованы для высокофорсированных дизельных двигателей, соответствующих стандартам Euro I–VI, и подходят для работы в тяжёлых условиях.
Характеристики ACEA E11:
SHPD (Super High Performance Diesel);
Среднезольные масла Mid SAPS;
Совместимость с дизельными сажевыми фильтрами (DPF);
HTHS ≥ 3,5 мПа·с.
Классификация масел ILSAC
ILSAC GF-6
Введение данной категории произошло одновременно с API SP в мае 2020 года. Основной задачей стандарта является защита компонентов современных бензиновых двигателей от пагубного воздействия раннего зажигания на низких оборотах (LSPI).
Стандарт ILSAC GF-6 включает следующие улучшения:
Экономия топлива;
Сохранение экономии топлива;
Сохранение ресурса двигателя;
Защита от LSPI.
Масла ILSAC GF-6 превосходят масла категорий GF-5 по следующим критериям:
Чистота поршня (Sequence III);
Контроль окисления (Sequence III);
Защита кулачка от износа (Sequence IV);
Защита двигателя от отложений (Sequence V);
Экономия топлива (Sequence VI);
Защита от коррозионного износа (Sequence VIII);
Предварительное зажигание на низкой скорости (Sequence IX);
Защита от износа цепи привода ГРМ (Sequence X).
Действует ограничение на содержание фосфора до 0,08%.
Подкатегории ILSAC GF-6
GF-6A : Соответствует категории API SP Resource Conserving. Распространяется на всесезонные масла классов вязкости SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Обратно совместима.
GF-6B : Распространяется только на масла классов вязкости SAE 0W-16 и 0W-12. Не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Для этой категории был введён специальный сертификационный знак – «Щит».
Масло по классификации ILSAC GF-5 можно использовать, если рекомендовано масло всех низших категорий – GF-4, GF-3, GF-2 и даже GF-1. А вот масло API SP ILSAC GF-6 можно заливать только вместо категории GF-5.
- Комментарии